Главная » Новости и актуальные события » Топ-12 главных достижений Общероссийского Профсоюза образования в 2019 году

Топ-12 главных достижений Общероссийского Профсоюза образования в 2019 году


     В рамках публичного отчёта Центрального Совета Профсоюза за 2019 год определены 12 главных достижений Профсоюза в 2019 году.

I. Совершенствование системы оплаты труда.

     Главное достижение - обеспечение повышения государственных гарантий по оплате труда.

     В 2019 году по требованию профсоюзной стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровне систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год (утверждены 24.12.2019 г., протокол № 11) включены положения, обеспечивающие повышение государственных гарантий по оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений, вытекающие из постановлений Конституционного Суда Российской Федерации1, а также из перечня поручений Президента Российской Федерации от 8 октября 2019 года по установлению требований к отраслевым системам оплаты труда.

В частности, в текст Единых рекомендаций включены следующие новые положения:

1) согласно правовым позициям, изложенным в постановлениях Конституционного Суда, осуществляется:

     - применение на территории Российской Федерации минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, в который не включаются выплаты компенсационного характера;

     - регулирование порядка, размеров и условий определения выплат компенсационного характера;

2) в соответствии с правовыми позициями, изложенными в постановлениях Конституционного Суда, а также с учетом перечня поручений Президента Российской Федерации по установлению требований к отраслевым системам оплаты труда осуществляется:

     - установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп;

     - формирование фонда оплаты труда на календарный год, обеспечивающего установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп.

     Справочно:

     Перечень поручений Президента Российской Федерации по установлению требований к отраслевым системам оплаты труда от 8 октября 2019 года связан:

- с внесением изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, направленных на наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению требований к отраслевым системам оплаты труда;

- с принятием необходимых нормативных правовых актов, направленных на:

     ^ утверждение требований к структуре заработной платы работников, включая установление доли гарантированных выплат по должностным окладам (ставкам) в структуре заработной платы;

     ^ неснижение компенсационных и иных выплат;

     ^ установление единого перечня выплат стимулирующего характера и единого перечня компенсационных выплат, а также условий назначения указанных выплат работникам;

     ^ внедрение системы подготовки и формирования кадрового резерва управленческих кадров.

II. Сохранение пенсионного стажа в периоды экзаменов.

      Главное достижение - включение периодов участия педагогов в проведении ГИА2 в стаж для досрочного назначения им страховой пенсии.

      В 2019 году в связи с исключением органами Пенсионного фонда РФ периодов участия педагогов в проведении ГИА из специального стажа для досрочного назначения им страховой пенсии по старости Профсоюз настоял на принятии мер по фактам ухудшения правового положения педагогов3. В результате переговоров внесено изменение в законодательство: период участия педагогов в проведении ГИА отнесен к педагогической работе. Это стало основанием для разъяснений Пенсионного фонда РФ о том, что периоды участия педагогов в проведении ГИА, в том числе в предыдущие годы, подлежат включению в стаж для досрочного назначения им страховой пенсии по старости4.

III. Обеспечение достойных и справедливых условий труда

     Главное достижение - недопущение расширения перечня должностных обязанностей педагогических работников.

     В 2019 году Профсоюз выражал отрицательную позицию в заключении на законопроект о наделении педагогов правом оказывать первую помощь обучающимся5, так как отсутствие их массовой подготовки к осуществлению непрофильной деятельности (практически медицинской помощи) может привести к возникновению негативных последствий в связи с непрофессиональными действиями и, как следствие, привлечению педагогов к административной и даже к уголовной ответственности. В результате законопроект был доработан, а для подготовки отзывов, предложений и замечаний - направлен уже изменённый текст6, который в 2020 году будет прорабатываться в Государственной Думе с учетом повторно выраженной отрицательной позиции Профсоюза на второй вариант законопроекта.

IV. Гуманизация норм профессиональной этики.

     Главное достижение - устранение необоснованных требований к поведению педагогических работников.

     В 2019 году Минпросвещения России и Профсоюз подготовили и направили в субъекты РФ (взамен Модельного кодекса7) примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников8. В целях реализации права каждого на неприкосновенность частной жизни впервые определены (то есть фактически ограничены) зоны регулирования поведения педагогов в сети «Интернет»: их призвали воздерживаться от размещения в местах, доступных для детей, информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей9. Кроме того, прежние требования о необходимости соответствия педагогов деловому стилю заменены на более гибкую норму о соблюдении ими внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы.

V. Совершенствование механизма защиты академических прав.

     Главное достижение - повышение уровня защиты педагогов при разрешении конфликтов.

     В 2019 году Минпросвещения России и Профсоюз впервые подготовили и направили в субъекты РФ положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений10. В целях объективного установления наличия или отсутствия нарушения локальных нормативных актов в сфере образования, норм профессиональной этики и т. д. положением предусмотрено, что представителями педагогических работников в составе комиссии организации должны быть делегаты её профсоюзного комитета.

VI. Координация политики в сфере профессиональных квалификаций.

     Главное достижение - создание Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования.

     В 2019 году была реализована инициатива Профсоюза11 по созданию СПК в сфере образования12. К компетенции данного органа управления отнесены разработка профессиональных стандартов, проведение экспертизы ФГОС профессионального образования, отбор организаций для выполнения ими функций центров оценки квалификаций и т. д.13 В целях защиты при этом трудовых прав, социально-экономических и профессиональных интересов работников, а также социальных прав и интересов студентов в состав СПК включён представитель Профсоюза14.

VII. Защита прав и интересов работников при разработке профессиональных стандартов.

     Главное достижение - сохранение правового статуса помощников воспитателей.

     В 2019 году началось применение профессионального стандарта няни15, в последней редакции которого фактически отражено требование Профсоюза о нераспространении его на работников сферы образования. В ходе экспертизы первоначальных версий стандарта Профсоюз выступал категорически против того, чтобы он описывал профессиональную деятельность работников, возможное наименование должности которых - «помощник воспитателя», так как должность «няня» отнесена к профессиям рабочих, в то время как «помощник воспитателя» является должностью служащего16. Исключение из стандарта какого-либо упоминания о помощниках воспитателей устранило риски «переименования» помощников воспитателей в нянь с одновременным сокращением им заработной платы и вменения им несвойственных трудовых функций (в частности, проведения развивающих игр с детьми).

VIII. Содействие росту реальных доходов студентов и аспирантов.

     Главное достижение - частичное освобождение от налогообложения доходов обучающихся, полученных в виде материальной помощи.

     В 2019 году были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ17, согласно которым не подлежат налогообложению доходы, не превышающие 4000 руб., полученные в виде материальной помощи, оказываемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, студентам (курсантам), аспирантам, адъюнктам, ординаторам и ассистентам-стажёрам. Непосредственное участие в подготовке законопроекта принял Экспертный совет по соблюдению прав обучающихся при Комитете Государственной Думы по образованию и науке во главе с представителем Профсоюза.

IX. Участие в осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования.

     Главное достижение - подготовка в Профсоюзе экспертов контрольно-надзорной деятельности.

     В 2019 году по результатам квалификационного экзамена в Рособрнадзоре 15 председателей первичных профсоюзных организаций образовательных организаций высшего образования стали экспертами контрольно-надзорной деятельности сроком на 5 лет18. Таким образом, в целях содействия получения студентами качественного образования представители Профсоюза примут участие в осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования и лицензионного контроля.

X. Формирование системы управления охраной труда (СУОТ).

     Главное достижение - введение в действие Примерных положений о системе управления охраной труда (СУОТ) в образовательных организациях, подготовленных специалистами Профсоюза.

     В 2019 году Минобрнауки России и Минпросвещения России направили в подведомственные организации и субъекты РФ Примерные положения о СУОТ в образовательной организации высшего образования19, дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации и организации дополнительного образования20, подготовленные специалистами Профсоюза в целях формирования основ для оценки профессиональных рисков и управления ими в каждой образовательной организации.

XI. Проверка безопасной эксплуатации зданий и сооружений образовательных организаций

     Главное достижение - содействие устранению нарушений безопасной эксплуатации зданий и сооружений образовательных организаций.

     В 2019 году подведены итоги общепрофсоюзной тематической проверки безопасной эксплуатации зданий и сооружений образовательных организаций во всех субъектах РФ. Так, технической инспекцией труда Профсоюза обследованы 33 тыс. зданий и сооружений, выявлены 80 тыс. нарушений технического состояния и эксплуатации зданий, выданы 11 тыс. представлений об устранении выявленных нарушений, с учетом которых работодателями назначены 450 технических экспертиз. Рассмотрев указанную информацию, Минобрнауки России приняло решение об учёте полученных данных при проведении плановых проверок состояния имущества и планировании государственных заданий подведомственным организациям21.

XII. Новый шаг по конкретизации полномочий технической инспекции труда Профсоюза.

     Главное достижение - актуализация перечня полномочий технической инспекции труда Профсоюза.
В 2019 году внесены изменения в Положение о технической инспекции труда Профсоюза22, которые конкретизировали полномочия технических инспекторов труда Профсоюза при проведении (совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования) обследований состояния зданий и сооружений образовательных организаций на предмет их соответствия требованиям безопасности, что должно быть учтено в региональных отраслевых соглашениях, заключаемых в сфере образования.

 

[1] Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. № 38-П, от 28 июня 2018 г. № 26-П, от 11 апреля 2019 г. № 17-П и от 16 декабря 2019 г. № 40-П.

[2] Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

[3] Письма Профсоюза (Меркулова Г.И.) от 25 марта 2019 г. № 183 «О содействии недопущению ухудшения правового положения педагогических работников, участвующих в проведении государственной итоговой аттестации» и от 25 апреля 2019 г. № 259, направленные в адрес заместителя Председателя Правительства РФ - координатора Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений Т.А. Г оликовой.

[4] Письмо Пенсионного фонда РФ (Чирков С.А.) от 27 мая 2019 г. № С4-25-24/10565 «О досрочном пенсионном обеспечении педагогических работников», направленное в адрес отделений Пенсионного фонда РФ.

[5] Проект федерального закона № 426529-7 «О внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны здоровья детей в образовательных организациях».

[6] Протокол заседания Совета Государственной Думы Федерального Собрания РФ VII созыва (Мельников И.И.) от 5 ноября 2019 г № 225. П. 93.

[7] Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Минобрнауки России (Петрова Т.Э.) от 6 февраля 2014 г. № 09-148 «О направлении материалов», направленному в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования).

[8] Письмо Минпросвещения России и Профсоюза (Потехина И.П., Меркулова Г.И.) от 20 августа 2019 г. «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников», направленное в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и председателей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза.

[9] Виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, определены в статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

[10] Письмо Минпросвещения России и Профсоюза (Басюк В.С., Меркулова Г.И.) от 19 ноября 2019 г. № ВБ-107/08/634 «О примерном положении о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений», направленное в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и председателей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза.

[11] Письмо Профсоюза (Меркулова Г.И.) от 1 октября 2018 г. № 512 «О предложениях по вопросам формирования НСУР и апробации единой модели аттестации педагогических работников», направленное в адрес Министра просвещения РФ О.Ю. Васильевой. Прил. № 1. П. 1.

[12] Протокол заседания Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (Шохин А.Н.) от 25 сентября 2019 г. № 39. П. 3.1.

[13] Положение о Совете по профессиональным квалификациям в сфере образования, утверждённое решением СПК в сфере образования (протокол от 28 октября 2019 г. № 1). П. 4.

[14] Протокол заседания Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (Шохин А.Н.) от 25 сентября 2019 г. № 39. П. 3.1.4.

[15] Приказ Минтруда России от 5 декабря 2018 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)» (зарегистрирован в Минюсте России 25 декабря 2018 г., регистрационный № 53158)

[16] Письмо Профсоюза (Меркулова Г.И.) от 19 октября 2018 г. № 569 «О направлении бланка заочного голосования и необходимости доработки проекта профессионального стандарта «Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)», направленное в адрес председателя Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям А.Н. Шохина.

[17] Федеральный закон от 9 сентября 2019 г. № 327-ФЗ «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации».

[18] Распоряжение Рособрнадзора от 25 сентября 2019 г. № 1453-07.

[19] Письмо Департамента государственной службы и кадров Минобрнауки России (Дьячков Т.В.) от 5 марта 2019 г. № 20.5-54 «О предоставлении информации», направленное в адрес подведомственных организаций Минобрнауки России.

[20] Письмо Департамента государственной службы и кадров Минпросвещения России (Бакутин М.В.) от 27 ноября 2019 г. № 12-688, направленное в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

[21] Письмо Минобрнауки России (Степанов А.В.) от 10 июля 2019 г. № МН-1954/АС, направленное в адрес Председателя Профсоюза Г.И. Меркуловой.

[22] Постановление Исполкома Профсоюза от 19 июня 2019 г. № 17-15 «О внесении изменений в Положение о технической инспекции Профсоюза работников народного образования и науки РФ и в Положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профсоюзного комитета образовательной организации».