Зарабатывать, сберегая
Зарабатывать, сберегая
Мы постоянно хотим перемен. Причем, в лучшую сторону. Поэтому с легкостью расстаемся со старым, освобождая место новому и подчас не разбираясь в значимости старого. Мы часто забываем о том, что «Все новое – это хорошо забытое старое». И не все забытое и отринутое на волне перестройки старое, такое уж и не нужное. Оказывается, есть вещи, мудрая суть которых актуальна и сейчас. В 1981г., в отчётном докладе, Л.И.Брежнев выдвинут тезис: "Экономика должна быть экономной-таково требование времени". Сокращённый вариант этого высказывания - "Экономика должна быть экономной"- стал лозунгом,плакаты с которым можно было увидеть как на промышленных предприятиях, так и на различных общественных мероприятиях.
Суть лозунга заключалась в том, что экономика -это система хозяйственно-финансовых отношений, а экономность - это бережливое ведение этих отношений.
В чем проявляется бережливость? Бережливость – это система действий, приводящих к умеренному расходу каких-либо ресурсов.
Во времена древних государств, когда использование природных ресурсовограничивалось лишь отсутствием технологий, о бережливости уже размышляли философы, осуждая расточительность как порок. Римляне добавили бережливость в список своих добродетелей, характеризуя её как экономию и внешнюю простоту, без скупости.Позже бережливость уверенно вошла в список буржуазных добродетелей в слегка изменённом значении, как должное планирование расходования денег. Джон Локк, например, сказал, что джентльмену следует изучить бухгалтерию. Бережливость стала рассматриваться как элемент культурыи характеристика добродетельного человека. И сами понятия «бережливый человек» и «культурный человек» в Европе давно стали синонимами.
Культура программирует все виды человеческой деятельности. Одной из ее разновидностей является культура потребления. Она является одной из самых значимых, т.к. нет ни одного человека, который не был бы затронут ею. Культура потребления – это функционирующая господствующая программа использования членами общества всех потребительских благ.
Мы все –активные потребители. И в своем стремлении иметь больше и лучше, зачастую забываем о последствиях наших безудержных желаний. И тогда на передний план выходит понятие «этики» и этичного потребления.
Этичное потребление - это социальный феномен, являющийся ответом на возрастающее беспокойство населения развитых стран относительно экологических и социальных проблем планеты. Феномен находит свое выражение, в том числе и в ограничении потребления природных ресурсов.
И, несмотря на то, что потребление выступает как процесс свободного индивидуального выбора, при отсутствии должного уровня культуры потребителя оно может превратиться в необратимый разрушительный процесс. Лимитирующим фактором может стать ответственность. А поскольку каждый из нас – часть коллектива и общества, то это, прежде всего, социальная ответственность. Социальная ответственность –это самое распространенное понимание ответственности, это ответственность перед людьми. Это ответственность перед государством, а значит, перед своим будущим.
Сейчас в обществе возникает повышенный интерес к корпоративной социальной ответственности и поведению. Социально ответственное поведение является постоянной характеристикой деятельности любого члена общества или сотрудника предприятия. И это не только природоохранная деятельность, но и ресурсосбережение.
Говоря о корпоративно й ответственности нельзя не обратить внимание, сколько денег зачастую «вылетает в трубу», и это наши с вами деньги.
Вот краткая справка об использовании энергоёмких бытовых электрических приборов в учебном городке университета:
Суммарное потребление электроэнергии электробытовыми приборами ориентировочно составляют:
- в сутки 3,8 тыс. кВт;
- в месяц 80,4 тыс. кВт;
- в год 964, 8 тыс. кВт.
Финансовые затраты при этом в соответствии с действующим в настоящее время тарифом, средняя величина которого составляют 4,8 руб./кВт, ориентировочно составляют:
- в сутки 17,9 тыс. руб.;
- в месяц 375,9 тыс. руб.;
- в год 4510, 8 тыс. руб., т.е., в год – четыре миллиона рублей!
Здесь мало вспомнить о том, что «экономика должна быть экономной». Здесь нужно осмыслить, куда могли быть потрачены эти суммы. Мощная преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. Чтобы наши перспективы развития были позитивными, давайте более бережно относиться к корпоративной собственности, потому что она – наша с вами. Тогда новое значение бережливости, которое не противоречит погоне за материальными благами, найдет своё выражение в афоризме Бенджамина Франклина: «сбережённая копейка— заработанная копейка».
Профком ПО работников ЮРГПУ (НПИ) имени М.И.Платова