ЮБИЛЕЙ
Борис Васильевич Тарасов 3 июля отметил свой юбилей – 95 лет.
Поздравить ветерана ЮРГПУ(НПИ) пришли председатель профкома Е.А.Лазарева и заместитель декана ФИТУ по учебно-воспитательной работе Г.И.Саенко, которые от имени администрации университета и всего коллектива передали Борису Васильевичу самые теплые слова благодарности за его труд, активную жизненную позицию, с пожеланиями здоровья и благополучия вручили цветы и подарки.
К юбилею Бориса Васильевича член профкома Михайлова Н.А. по материалам, собранным на кафедрах Автоматизированных систем управления и Программного обеспечения вычислительной техники подготовила статью, которая называется - «Взлетная полоса длиною в жизнь».
«Взлетная полоса длиною в жизнь»
К юбилею Тарасова Б.В.
Борис Васильевич Тарасов родился в 1920 году.
Это было время становления авиации и авиастроения. В 1925 году совершен первый групповой перелет над тайгой, горными хребтами и пустыней Гоби, в 1927 году совершен выдающийся по дальности перелет на отечественном самолете АНТ-3 Москва - Токио - Москва. А в 1929 году - Первый советский перелет из СССР в США на отечественном самолете АНТ-4 "Страна Советов", исключительный по дальности и сложности.
Молодая советская авиация набирала силу, а внимание почти всех советских мальчишек было приковано к небу. И это неудивительно: небо рождало Героев.
И вполне закономерно, что в 13 лет Борис Тарасов пришел с друзьями в аэроклуб города Энгельс. Здесь он впервые прикоснулся к крылатой машине. Здесь впервые ощутил силу и возможности воздушной техники. И здесь впервые, в 16 лет он совершил свой первый самостоятельный вылет на биплане У-2.
«Я ощущал себя на высоте положения, - вспоминает Борис Васильевич. - Летать мне было очень радостно и интересно. И я всегда старался пролететь над своей школой, чтобы друзья видели меня» (ну почти как в песне: «качну серебряным тебе крылом»).
Ровно через год, в 1937 году первый в истории беспосадочный перелет из СССР в США на самолете АНТ-25. Москва - Северный полюс – Ванкувер утвердит возможности и славу советской авиации.
У Бориса Тарасова сомнений не было: только с авиацией он связывал свою дальнейшую жизнь.
И когда зимой 1937 года Борис был призван в армию, его направили в военное лётное училище города Энгельс, куда набирали курсантов из всех регионов страны. Там, помимо практики, будущим лётчикам пришлось заниматься и теорией: занятия по тактике, строевая подготовка, аэродинамика – всё это входило в обязательный перечень дисциплин для любого лётчика. Занимались по двенадцать часов в день, инструкторы были требовательны, а конспекты – содержательны, так приобретался бесценный багаж знаний для будущих полётов. На практике курсанты, помимо привычных уже У-2, осваивали навыки управления другой машиной - Р-5, на тот момент основным боевым самолётом нашего государства. В своём выпуске юноша оказался самым молодым курсантом, но, вместе с тем, одним из самых способных.
Справка: Р-5— советский многоцелевой одномоторный самолёт 1930-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова в 1928 году. Серийно выпускался с 1930 по 1941 год на Авиационном заводе № 31 в Таганроге.
Один из самых массовых самолётов-бипланов 1930-х годов в СССР: он был основным образцом разведчика, лёгкого бомбардировщика и штурмовика до начала 1940-х годов.
В 1940г. после распределения Тарасов Б.В. в числе немногих остался в училище и стал лётчиком-инструктором.
Теперь уже он учил молодых «учлетов» сложной военной науке и практике.
С началом войны Борис Васильевич, как и многие его товарищи, написал заявление с просьбой отправить их на фронт. Но никого из инструкторов на фронт не пустили: они готовили боевую смену. Это был приказ главнокомандующего.
Работа инструктора была действительно очень важной: благодаря таланту и стараниям Бориса Васильевича десятки курсантов становились опытными лётчиками, которые совершили немало героических поступков и славных дел, защищая своё Отечество. И кто знает, как повернулась бы их судьба, если бы Борис Васильевич в своё время не поставил их «на крыло»… За подвиги в военное время Бориса Тарасова неоднократно награждали орденами и медалями.
За послевоенное время в карьере лётчика хватало новых заданий, подчас опасных, но самым главным по-прежнему оставалось инструкторское дело, и всё новые и новые подопечные приобретали благодаря урокам Бориса Тарасова ценнейшие навыки лётного мастерства.
Трудовая биография Бориса Васильевича в это время была очень насыщенной: год он обучал офицеров искусству полёта на люберецких Высших лётно-тактических курсах, затем в составе своей лётной эскадрильи был направлен в Ростовскую область. Пять лет их база располагалась в Таганроге, а в 1954 году её перевели в Новочеркасск, на территорию аэродрома в Хотунке.
Таганрогская военная школа пилотов осуществляла подготовку военных лётчиков для авиации страны с 1938 по сентябрь 1941 года. Двадцать шесть её выпускников стали Героями Советского Союза. С 1944 по 1948 годы в военно-морском училище им. Леваневского, перебазированном из г. Куйбышева (ныне г. Самара) осуществлялась подготовка морских лётчиков. В 1948 году училище расформировали, а на его базе началась подготовка слушателей Высших офицерских лётно-тактических курсов, перебазированных в Таганрог из г. Люберцы. Истребительный полк курсов (самолёты Ла-11, МиГ-15, МиГ-17) в летнее время выполнял полёты с аэродрома с. Поляковка. Штурмовой полк курсов (самолёты Ил-10, МиГ-15бис) выполнял полёты с аэродрома Таганрог-Центральный.
822-й учебный бомбардировочный полк (самолёты Ту-2, Ил-28) с 1954 года базировался на аэродроме Хотунок под Новочеркасском. Слушатели курсов – участники Великой Отечественной войны проходили годичную подготовку для последующего назначения на должности командиров эскадрилий и их заместителей.
Последний раз управлять крылатой машиной Борису Васильевичу довелось в 1960-м году. В1960 году Вторые Центральные летно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава (II ЦЛТКУОС) были расформированы.
У Тарасова Б.В. была возможность перейти в гражданскую авиацию и водить пассажирские авиалайнеры, но он ею не воспользовался, решив посвятить себя чисто «земным» делам.
Проработав несколько лет в разных организациях, в 1970 году Борис Васильевич пришел в НПИ, где трудился четыре десятилетия. На заслуженный отдых он вышел в 2010 году в возрасте 90 лет! Всё это время он был заведующим лабораторией на кафедрах Автоматизированных систем управления и Программного обеспечения вычислительной техники, занимался воспитательной работой с молодёжью, проявляя в ней себя строгим, но справедливым. Спуску своим молодым и уже совсем не таким серьёзным, как в его лётную пору, подопечным он не давал, но всегда был готов помочь в трудной ситуации, выслушать и поддержать. За что и пользовался среди студентов уважением и симпатией.
- Ребята из одного выпуска мне даже стихотворение посвятили на прощание, - улыбается Борис Васильевич. - И подписали его: «ваши разгильдяи» - это я их так частенько называл…».
До сих пор в гости к своему наставнику приезжают те бывшие «разгильдяи», а ныне серьёзные и солидные люди. Приезжают и благодарят, ведь в студенческую пору его строгость и его участие помогли им не сбиться с жизненного пути. Звонят ему и бывшие ученики из лётных частей. И нет на свете большей человеческой благодарности, чем память и внимание к своему наставнику.
«Своё дело всегда надо любить. Любить и стремиться именно к нему. Я, как соприкоснулся с самолётами в 13 лет, так и полюбил на всю жизнь и сами машины, и небо, потому и полёты проходили легко и удачно. Только искренне «болея» за своё дело, можно достичь в нём настоящих успехов», - эти слова Борис Васильевич Тарасов адресует всем нам и особенно нашему молодому поколению. А от себя мы добавим: надо еще очень любить свое Отечество, чтобы многие годы отдавать ему и свои силы, и знания, и опыт, оставаясь при этом молодым на долгие годы.
Мы благодарим Бориса Васильевича за его служение Родине и желаем ему бодрости, здоровья и всех радостей жизни!
Профком работников ПО ЮРГПУ (НПИ)